Дровяные сараи тоже служат Петербургу

Дровяные сараи тоже служат Петербургу
23:57, 10 Апр.

Северная столица может лишиться сотен исторических заданий. Градозащитники не исключают, что на эти места придут девелоперы. Городской Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) предложил внести в 820-й закон Петербурга поправки о снятии запрета на демонтаж «несредовых» зданий, построенных до 1917 года.

Инициативу на этой неделе рассмотрела рабочая группа постоянной комиссии Законодательного собрания, но никаких решений пока не приняла.

Обсуждение данного вопроса продлится еще как минимум полгода. Как поправки могут повлиять на архитектуру Петербурга, изменится ли принцип охраны исторический зданий, выяснял «РосБалт». В чем суть закона? Сейчас закон не позволят сносить в центральных районах города здания старше 1917 года постройки, а в других районах — старше 1957 года.

Благодаря этому дома, которые не отнесены к объектам культурного наследия, не сносят. Новые поправки в закон, подготовленный КГИОП в ноябре 2023 года, все меняют.

Исторические здания Петербурга предлагают разделить на три категории: ценные средовые объекты, которые формируют участки композиционно завершенных пространств; средовые объекты, соответствующие средовым характеристикам конкретного участка историко-градостроительной среды — всего 660 зданий советского периода; и «несредовые» объекты, к которым относятся отдельные здания, строения и сооружения, утратившие историческую среду или не соответствующие ее характеристикам.

Последнюю категорию зданий комитет предлагает разрешать сносить и перестраивать — в новом проекте таких сооружений числится 334.

Почему нельзя сносить? Член совета общества «Старый Петербург», известный археолог Алексей Ковалев выступил против новых поправок, обосновав это тем, что методика, по которой здания «рассортировали» по группам, абсолютно непонятна.

«Методики — как документа — представлено не было. Представители КГИОПа о ней говорили, показали слайды. Но это лишь общие слова. На сегодняшнем заседании просто вскрылось, что никакой методики в виде документа на самом деле у КГИОПа нет», — высказал мнение Ковалев.

Он также отметил, что именно отсутствие конкретики в новых поправках смутило всю рабочую группу. «Если в здании раньше была сторожка, а сегодня — кафе, или, если там была конюшня, а сегодня — гараж, то КГИОП считает это изменением функций постройки — и относит ее к „несредовым“ объектам, обрекая на снос», — уточнил Ковалев.

Помимо этого, активист предложил передать в КГИОП документ с подробным анализом, проведенным градозащитниками.

Он содержит список объектов, которые, по их мнению, оказались в перечне «несредовых» ошибочно. Позиция градозащитников Активисты Санкт-Петербурга новые поправки в закон не поддержали.

Они посчитали оскорбительной и саму характеристику «несредовые» по отношению к заданиям, внесенным в список на снос (а всего таких списков планируется несколько). «Многие из них — старинные каретные и дровяные сараи, самые первые гаражи и ледники.

Сносить их хотят ради расчистки пятен для уплотнительной застройки», — высказывает мнение Telegram-канал «SOS СПб СНОС». В защиту действующей редакции закона Петербурга №820-7 градозащитники запустили акцию «820-й пленэр», она пройдет 13–14 апреля.

Участникам предлагают «запечатлеть на холстах» шарм и неповторимую атмосферу города именно через те здания, «которые комитет по охране памятников приговорил к уничтожению». Художники смогут написать совершенно любое здание, попавшее в список на снос.

Один из организаторов «820-го пленэра» Олег Мухин, рассказал «РосБалту», что сейчас в акции планируют участвовать примерно 40 художников. «Среди них есть много известных личностей — например, Алла Джигирей и Андрей Блиок, предварительно подтвердившие свое участие», — отметил градозащитник.

На выходных художники выйдут на пленэр и будут писать свои картины, а позже активисты планируют организовать экспозицию этих работ. «Мы еще пока не знаем, где и когда проведем выставку.

Суть нашей акции в том, чтобы художники рисовали с натуры; собирать в каком-то определенном месте мы их не будем — лишь координировать. Каждый, кто выбрал себе здание для картины и заполнил специальную анкету в Telegram-канале, отправится по адресу объекта — и будет творить уже на месте», — разъяснил Мухин.

Арина Кулешова.

Рубрика: События и Происшествия. Читать весь текст на www.rosbalt.ru.